1. Главная
  2. > Правила хранения аккумуляторов

Правила хранения аккумуляторов

Хранение аккумуляторных батарей.

При хранении аккумуляторных батарей происходит их саморазряд, скорость протекания которого в основном зависит от температуры электролита при хранении, срок эксплуатации батареи перед постановкой ее на хранение, а также конструктивных особенностей самой батареи, такие как сплав пластин и их конструкции.

Аккумуляторы изготовленные по кальциевой и серебрянной технологии обладают низкой величиной саморазряда, но тем не менее, если не соблюдать определенный температурный режим при хранении, они могут достаточно быстро разрядиться. Перед постановкой на хранение, любой аккумулятор нужно обязательно очистить от грязи и пыли и вытереть насухо, дабы предотвратить появление токопроводящих мостиков между положительным и отрицательным выводом аккумуляторной батареи, а клеммы лучше обработать специальной смазкой для предотвращения их окисления. Также необходимо, перед постановкой на хранение зарядить аккумуляторную батарею, проверить уровень и плотность батереи и при необходимости довести до нормы эти показатели. Хранить аккумуляторы следует при отрицательной температуре, так как при такой температуре значительно замедляются процессы саморазряда и корозии положительных электродов. Оптимальная температура хранения батареи от -15 до -8 градусов по Цельсию. При таком режиме батареи изготовленные из свинцово-кальциевых сплавов разрядятся за год на 40%, малосурьмянистые на 50%, а батареи обычного исполнения на 55-60%.



Эксплуатация аккумуляторных батарей. 

Срок службы аккумулятора в большой степени зависит от правильной эксплуатации батареи, а также от своевременного её техобслуживания. Необслуживаемые аккумуляторы, как правило, имеют индикатор заряда аккумуляторной батареи и всё техобслуживание обычно сводится к периодическому визуальному внешнему осмотру батареи:

  • обнаружение утечек электролита;
  • контроль степени заряда аккумулятора по изменению цвета индикатора заряда;
  • внешняя очистка батареи от грязи и пыли;
  • проверка надёжности крепления аккумуляторной батареи к кузову автомобиля;
  • проверка положительного и отрицательного вывода батареи на степень окисления. 

Для современных необслуживаемых аккумуляторных батарей её техобслуживание необходимо выполнять один раз в 2-3 месяца и при выявлении каких-либо отклонений от нормы, следует как можно скорее принять меры к устранению выявленных дефектов. Так, окислившиеся положительный и отрицательный вывод зачищают металлической щёткой или спецприспособлением. Корпус батареи очищают от грязи и пыли при помощи ветоши, при повышенной влажности и образовании конденсата на корпусе, его также следует вытереть насухо. При нарушении надёжности крепления батареи к корпусу автомобиля, нужно подтянуть гайки или болты крепления, а в случае поломки крепёжных деталей их следует заменить. Длительная эксплуатация автомобиля с ненадёжно закреплённым аккумулятором приводит к его вибрациям и, как следствие, повышается риск осыпания активной массы пластин, появлению трещин в корпусе и вытеканию электролита и нарушению электроконтакта. Негерметичность аккумуляторной батареи можно попробовать устранить при помощи эпоксидной кислотостойкой холодной сварки по пластику. Но следует иметь ввиду, что в необслуживаемых батареях отсутствуют пробки для долива воды и потому её долив и доведение уровня электролита до нормы не представляется возможным.



Контроль за состоянием обслуживаемых аккумуляторных батарей сводится к следующему:

  • обнаружение утечек электролита и своевременная доливка воды в аккумулятор;
  • контроль плотности электролита и доведение его до нормы;
  • внешняя очистка батареи от грязи и пыли;
  • проверка надёжности крепления аккумуляторной батареи к кузову автомобиля;
  • проверка положительного и отрицательного вывода батареи на степень окисления.



В аккумулятор следует доливать только дистиллированную воду и категорически запрещено доливать электролит. Плотность электролита измеряется при помощи ареометра, затем проводится корректировка плотности. Она осуществляется либо посредством добавки дистиллированной воды, либо, если плотность слишком низкая, вливанием нового электролита при полном удалении старого без переворачивания батареи, так как осыпавшаяся активная масса пластин, шлам и осадок попадет на верхние кромки электродов, что вызовет внутреннее короткое замыкание в батарее и выведет аккумуляторную батарею из строя. Ремонт такой батареи невозможен и её нужно будет менять на новую. Для этого необходимо откачать старый электролит при помощи резиновой груши и приготовить новый в отдельной кислотостойкой ёмкости. Электролит приготавливается в нужных пропорциях из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды, затем его следует влить в АКБ. При эксплуатации аккумуляторной батареи в зимнее время понижение плотности электролита приводит к изменению температуры замерзания электролита в аккумуляторе. В таблице 1 чётко просматривается зависимость плотности электролита от его температуры замерзания. 

Таблица 1. Зависимость плотности электролита от его температуры замерзания.

 

Состояние батареи

 

Плотность электролита, кг/л

 

Температура замерзания, С

 

 

Заряженная

 

1,28

 

-68

 

Полузаряженная

 

1,2

 

-27

 

Разряженная

 

1,12

 

-11

 

 

Если в корпусе аккумуляторной батареи образовалась трещина, то её сначала заделывают при помощи эпоксидной кислотостойкой холодной сварки или клея с наложением полоски стеклоткани вдоль трещины и доводят уровень электролита и его плотность до нормы.

Плотность электролита может быть пониженной и из-за разряда аккумуляторной батареи.В этом случае необходимо проверить аккумулятор нагрузочной вилкой и если напряжение на выводах ниже нормы аккумулятор нужно зарядить и плотность должна вырасти.

Также очень важно не перегружать аккумулятор излишними потребителями электроэнергии, такими как мощная акустическая система с сабвуфером, дополнительная оптика и т.д. Дело в том, что штатному генератору, при работе автомобиля в режиме холостого хода, может не хватить мощности для зарядки АКБ и аккумулятор будет отдавать часть своей энергии на питание этих потребителей. В результате аккумуляторная батарея будет постепенно разряжаться. Чтобы это компенсировать, при покупке аккумулятора следует отдать предпочтение аккумуляторам произведённым по технологии AGM или по гелевой технологии. Они обладают высокой энергоотдачей и устойчивы к циклам заряд-разряд. Также из-за неисправности регулятора напряжения, тоже возможно возникновение неисправностей в батарее, таких как перезаряд или недозаряд. При перезаряде, в аккумуляторе выкипает дистиллированная вода, что приводит к понижению уровня электролита, изменению его плотности и в конечном счёте к значительному падению степени заряженности аккумуляторной батареи и выходу её из строя из-за коррозии электродов.

Соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций, позволит продлить срок службы аккумулятора, даст возможность проявить все его качества в полной мере, заложенные в конструкцию батареи инженерами фирм-производителей, а также сохранить ваше время, нервы и деньги.